Даршан со Шрипад БВ Мадхусуданой

01.02.2012

– Махарадж, многие живут во Вриндаване какое-то время, а потом уезжают на Запад. Это значит, что им не хватило сукрити?

– В любом случае, садху-санга не проходит бесследно. Прошлые самскары доставляют много проблем в духовной жизни. Но, так или иначе, нужно продолжать совершать бхаджан.

Если вы просто смогли приехать во Вриндаван – это говорит о том, что у вас уже накоплено порядочно сукрити. Тем, кто возвращается на Запад, нужно применять все, что они получили во Вриндаване. Читайте книги, вспоминайте Вайшнавов.

На Западе наша антенна (показывает на свою шикху) не очень хорошо ловит волну бхакти, потому что там очень много других волн. Но в Дхаме всегда четкий сигнал – сила Вриндавана помогает.

Старательно совершайте бхаджан и, как только появится возможность, приезжайте во Врадж. Майя подобна змее. Жизнь во Вриндаване, в садху-санге подобна мангусту. Вы знаете – мангуст очень сильный, и он сражается со змеями. Эта битва происходит в каждом сердце. Но иногда змея побеждает. Она кусает мангуста, и, как только яд змеи проникает в него, он убегает с поля битвы. Он понимает, что, если он продолжит битву, то проиграет. Но если он сейчас отступит, то сможет вылечиться и продолжить битву. Он знает особые травы, которые нейтрализуют яд. Поэтому он убегает, чтобы найти и съесть эти травы, а потом, когда к нему вернутся силы, вновь атаковать змею.

Майя очень сильна. Мы не можем победить майю, но и она не может нас победить. Это долгая битва. Продолжайте сражаться. Мы не можем полностью вырвать майю из сердца. Мы должны уважать ее: я не буду беспокоить тебя, но и ты не беспокой меня. Однако когда мы в обществе садху, майя не нападает, она боится.

Думайте на Западе о Вриндаване, гуру и Вайшнавах. Всегда помните, что они наблюдают за нами. Не позорьте гуру-варгу, не заставляйте их краснеть за вас. Наши отец и мать дают нам первое рождение, а второе рождение – это дикша. Рождаясь заново, мы принимаем путь, которому будем следовать всю жизнь.

Если что-то нужно – просите у гуру и Кришны. Но не просите больше, чем необходимо: «Дайте еще, еще!» Мы никогда не просим мирские вещи, только кришна-бхакти. Тогда не будет проблем, все необходимое придет. Тхакурджи все для вас устроят, не сомневайтесь.

– Наш Гуру Махарадж говорил, что Вайшнав может находиться в трех состояниях сознания: внешнем (когда он ведет себя как садхака), внутреннем (когда он совершает севу Радхе-Кришне в своей сварупе), а также в промежуточном, когда он между двумя мирами. Какое у него настроение в промежуточном состоянии? Садхаки или сиддхи?

– Как правило, настроение садхаки. Из промежуточного состояния он принимает настроение садхаки. Тенденция всегда идет вниз. Также как из татастхи 99% дживприходят в майю, а не на Вайкунтхи.

– Чувствует ли он разлуку в тот момент?

– Да! Эта бхава – настроение разлуки – никогда не покидает его, даже при встрече. Со временем вы это осознаете, это невозможно объяснить. Према безумна, ее нельзя разложить в словах и схемах.

Даже когда сакхи встречаются с Кришной, они испытывают разлуку, так как боятся, что в любую секунду Кришна уйдет. Когда гопи украли у Кришны флейту, Он был очень расстроен. Он отбросил гордость и со слезами бегал от одной сакхи к другой, спрашивая: «Где Моя флейта? Скажите, кто забрал Мою флейту?» Рупа Манджари видела, что Кришне очень стыдно, и ликовала. Она хотела, чтобы Радхарани увидела выражение Его лица, но при этом очень боялась, что в следующую минуту все это исчезнет.

Разлука – в самой природе премы. Без разлуки невозможно полностью насладиться вкусом премы. Не зная, как сильна боль разлуки, как сполна ощутить вкус встречи? Разлука разжигает голод, и тогда встреча становится еще вкуснее.

В этой жизни мы не сможем испытать прему, наше тело не может ее выдержать. Когда эта бхава разгорается, преданный оставляет тело.

– Это случилось с торговкой фруктами?

– Да. После встречи с Кришной ее никто больше не видел. Она сменила тело.

Нужно, прежде всего, отбросить все материальные концепции. Есть много книг и фильмов о любви. Но все это не может служить примером премы. Когда все анартхиуходят, приходит осознание сварупы, и тогда мы начинаем ощущать вкус расы. Сейчас наше сердце полностью связано анартхами. Но когда приходит бхава, она убирает анартхи и освобождает сердце. И тогда мы осознаем свою сварупу. Мирские мысли уходят, и мы осознаем, что такое према.

Разлука есть всегда, на любом уровне сознания преданного. Когда Гурудев ушел, не все испытывали разлуку одинаково. Это зависит от глубины наших чувств к нему.

– Если для получения милости нужна квалификация, то в чем смысл слов «беспричинная милость»?

– Милость Гурудева беспричинна в том смысле, что никакие наши усилия не могут стать ее причиной. Как бы мы не старались, у нас не хватит средств, чтобы купить его милость. Поэтому он дает нам скидку. Так всегда происходит – если никто не может купить товар, продавец делает скидку.

Но гопи мало того что не получают зарплату, но еще и платят, чтобы получить севу. Они предлагают Кришне взятку: «Возьми это и дай нам служение!» В материальном мире все наоборот. Бывает, что люди дают взятки, чтобы получить высокооплачиваемую работу. Но лишь для того, чтобы потом получить с этой работы еще больше денег. Никогда не бывает, чтобы кто-то давал взятку и за это хотел работать бесплатно! Только гопи так поступают.

– Если долго практикуем, а результата нет, нужно ли искать другого гуру?

– Если гуру оставляет путь бхаджана, делает что-то против бхакти, то его можно оставить. Например, Бали Махарадж оставил своего гуру, когда тот выступил противбхакти. Но если мы хотим оставить гуру из-за материальных желаний (славы, власти…), то это неприемлемо.

– Многие теперь ходят к Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу. Считается ли, что они ушли из санги?

Диди: Скажите, если вы будете уважать всех, разве от вас убудет? Нет! Тогда в чем проблема? Нужно уважать. Уважайте тех, кто так или иначе совершает служение Гуру Махараджу. Если видите, что есть разница в понимании, тогда избегайте общения. Но все равно нужно уважать.

Мадхусудана Махарадж: Если их вера туда направлена, мы не имеем права ее разрушать. Главное – нужно быть в одном месте. Должна быть ништха к одному месту, к одному Вайшнаву. Когда корову привязывают к колышку, она ходит вокруг него кругами и ест траву. Она может делать большие круги, но колышек всегда в центре. У нас тоже должен быть такой колышек. Нужно полностью отдать свое сердце такому месту, где вас могут предложить Радхе и Кришне. Остальное – мишура.

Мы слушаем хари-катху не для того, чтобы познать таттву и сиддханту, а потому, что это слава Кришны. Ее можно познать в одном месте. Те, у кого нет такого места, подобны сиротам. Выберете одно место и полностью предайтесь. Вера должна быть полной! Если есть вера в Шрилу Бхарати Махараджа, то идите туда, но с верой и до конца.

Не нужно говорить, что Гурудев ушел. Он с нами. А то некоторые говорят: «Я предался одному гуру, но он был старый, быстро умер, и теперь я ищу нового». Гуру и Вайшнавы не материальны, эти отношения – навсегда. Мы можем их не видеть, но они видят нас, наблюдают за нами. И когда мы думаем, что их нет, они расстраиваются. Слон может часами мыться и плескаться в реке, но как только выходит – сразу измазывается в грязи. Когда Гурудев был с нами, мы купались в егохари-катхе… Но что мы сделали первым делом, когда он исчез с нашего поля зрения?

Посмотрите на настроение Гурудева и общайтесь с теми, у кого такая же бхава. Идите в то место, где больше всего течет это настроение. Эту бхаву невозможно контролировать. Она может течь, где угодно. Попытайтесь очень глубоко понять, в каком месте настроение совпадает с настроением Гурудева. Это наша группа крови. Если не подобрать группу, то может произойти смешение крови, и мы можем умереть.

– Значит, даже если он мадхьяма-адхикари, но в настроении Гурудева, – это все равно лучше?

– Это зависит от уровня садхаки. Если он не может принимать руководство от уттамы, если совершает апарадхи, то лучше пусть общаться с мадхьямой и получает то, что сможет переварить.

Две козы подошли к железнодорожным путям, когда шлагбаум был уже закрыт. Та, что шла первой, прыгнула перед поездом и успела. А другая, которая шла позади, глядя на первую, тоже прыгнула перед поездом, и он ее сбил.

Не смотрите на то, что делают другие. Предложите себя полностью и только один раз.

– Неужели можно отдать сердце только один раз?

– Да! Если отдали сердце – это на всю жизнь. Теперь, что бы с вами ни происходило, – терпите. Думайте, что это Гурудев вас учит. Отдать сердце Вайшнаву – это как замуж выйти. До замужества у девушки есть возможность подумать. Но после замужества – все. Она уже не может сказать: «Мой муж слишком черный, горбатый, злой… Больше не хочу ему служить». Она уже отдала ему сердце. Теперь нужно служить ему всю жизнь.

– Можем ли мы сами найти чистого преданного?

– Молитесь Гурудеву. У нас может не хватить сукрити.

– Но все-таки возможно ли найти уттама-вайшнава, если упорно искать?

– Да, возможно. Но должно быть искреннее желание. Если вы хотите эту бхаву, единственное условие – жажда. Это вопрос сердца. Для этого не нужно сломя голову бегать туда-сюда. Это бесполезно.

Рано или поздно вы поймете, кто истинный Вайшнав. Не нужно быстро принимать решение второпях. Должно пройти время. Может – год, может – два. Будьте осторожны. Если вы отдали кому-то сердце, а потом забираете назад, то ваше сердце разбивается на осколки. А потом осколки кому нужны? Осколки не удовлетворят гуру.