Слава Шри Радхики

Катха на Према-сароваре, август 2012 г.

Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж

Почему Кришна является главным из всех аватар? Потому что Он поклоняется Радхике. В этом Его главное достоинство.

Это поклонение дает Ему очень большое сукрити. Когда голова Кришны касается лотосных стоп Радхики, то красная краска с Ее стоп отпечатывается у Него лбу, как будто тилака. Так Радхарани ставит Ему на лоб знак, который означает: «Это Верховный Господь. Больше никто так не может делать». Даже Верховная Личность Бога поклоняется Любви. Другие аватары, такие как Матсья, Курма, Рама, Нрисимха, Вамана не способны на это. Курма никогда не играет на флейте, Нрисимха Бхагаван никогда не украшает Лакшми. А Рама никогда не кланяется стопам Ситы.

Только Кришна способен поклоняться высшей Любви. Почему Он это делает? Потому что слава Радхики бесконечна. Кришна хочет нырнуть в этот океан и достичь самого дна. Он отбрасывает все Свои достояния, Свое великолепие, Свой престиж и, как обычный человек, пытается погрузиться глубже и глубже.

Если у нас настроение: «Я самый великий. Я Бхагаван», – это препятствие для любви. Поэтому Кришна показал: «Ради премы Радхики Я готов оставить Свое положение». Он хотел успокоить Радхику, но Она никак не оставляла Свой ман. Тогда Кришна сказал: «О Радхика, отдай Мне Свой сладостный ман. Когда Ты гневаешься, Я смотрю на Твои глаза, Твое лицо… И это доставляет Мне высшее счастье. Даже когда Ты счастлива, это не доставляет Мне такой радости, как лицезрение Твоего гнева».

Кришна продолжает: «Твой ман сладостен, Я люблю его. Но когда он задерживается надолго, даже Я не в силах его вынести. Поговори со мной, улыбнись! Если Ты будешь продолжать так Себя вести, Я погибну. У Меня потемнело в глазах, Я ничего не вижу. Когда Ты являешь ман, Я чувствую внутри такое напряжение, что ничего не могу делать: ни коров пасти, ни играть со Шридамой и Судамой, ни кушать дома. Этот мир пуст для меня. Вокруг просто темнота. Я даже на Свою маму не могу смотреть. Твоя улыбка станет лучиком света для Меня. Этот свет рассеет все Мое невежество, всю эту тьму, и тогда Я, наконец, смогу продолжить Свои игры. Я смогу пасти коров, играть с друзьями, общаться с мамой. Твоя улыбка, Твоя речь для меня как мед, который дает Мне энергию.

Кришна возносил множество молитв. Наблюдая в трасе эту сцену, преданные, такие как Джаядева Госвами и Прабходананда Сарасвати, были изумлены. «Надо же, Кришна так старается, даже покрылся испариной…»

«О Радхике! – продолжает Кришна. – Я могу сделать невозможное возможным. Совершая великие подвиги, Я никогда не испытывал усталости. О Радхика! Но как Я ни пытаюсь сломить твой ман, Твое угрюмое настроение, Я не могу этого сделать. Такой усталости Я не испытывал никогда. В образе Варахи Я держал всю Землю на клыках и за пять минут от океана Я добежал до самой вершины вселенной. Представляете, какая тяжелая Земля, но Я совершенно не испытывал усталости. Также Я сломал лук Шивы, который никто даже сдвинуть не мог, но Я в мгновение ока поднял его и сломал. Никто даже увидеть не успел, как это произошло. Я убил Агхасуру и Бакасуру, выпил огонь, танцевал на головах змея Калии. Я умею очень красиво танцевать – все движения в балансе и гармонии. Но с Тобой Я ничего не могу сделать. У Меня все горит внутри… Одежда спадает и флейта падает из рук. Я забыл Самого Себя. Но Я не могу сломить Твой гнев».

Что бы Кришна ни говорил, какие бы молитвы ни возносил, но сломить ман Радхики не так-то просто. Он не уходит.

Джаядева Госвами и Прабходананда Сарасвати замерли в ожидании и смотрят, что же Кришна будет делать. Если все другие способы не приносят плодов, как же удовлетворить Радхику? Джаядева Госвами описал это в мана-лиле.

Эта према подобна яду. Если змея укусит, постепенно яд поднимается выше и выше. И когда он доходит до головы, мы умираем. Кришна говорит: «Этот яд камы поднялся во Мне уже очень высоко. Радхика рядом. Вокруг все уддипана-вибхавы, все стимулы. Облака сгустились, скоро пойдет дождь, павлины танцуют. Перья на хвостах павлинов напоминают стрелы Кама-дева. Но Радхика не разговаривает со Мной. Если этот яд достигнет головы, что делать? Вот-вот Я погибну».

Может помочь только очень сильное лекарство. Если нанести на место укуса сильное снадобье, оно вытянет яд, и он опустится вниз. И тогда, в качестве последнего средства, Кришна опускает голову к лотосным стопам Радхики.

Рука Джаядевы Госвами дрожит, он не может написать этих слов. Ведь Кришна – не обычная личность. Он контролирует всех: Брахму, Шиву… Все склоняются к Его стопам и молят Его о милости. Лакшми-деви постоянно массирует Его стопы, ни на секунду не позволяя им коснуться земли. Потому что они очень нежные. Он контролирует все шакти. И сейчас этот Кришна склоняется к стопам Своей шакти? Ни одна другая аватара такого не делала. А Кришна – не просто аватара, Он – аватари. Источник всех аватар. Он величайший герой. Джаядева Госвами размышлял: «Если я сейчас это напишу, Кришна разгневается на меня. Возможно, он скажет: «Ты за кого Меня принимаешь? Как я мог поставить Себе на голову лотосные стопы Радхики?» Наверное, это большая апарадха, я не могу такое написать».

Джаядева Госвами не смог дописать эту строку. Он остановился на слове «манданам» и отложил ручку. Когда према поднимется очень высоко, необходимо сильнодействующее лекарство, манданам. Но что это за манданам, он не смог написать. В его сердце проявилась строка: «В конце концов, если стопы Радхики опустятся на голову Кришны, то яд будет уничтожен». Но он побоялся записать это.

В отличие от Джаядевы Госвами, Прабходанада Сарасвати пишет об этом прямо. Он ничего не боится, поскольку знает о могуществе Радхики. Что уж говорить о поклонах стопам Радхики, если Кришна склоняется даже к стопам манджари!

Радхарани – Верховная Богиня. Не только Ее стопы касаются головы Кришны. Кришна падает даже к стопам Ее даси, когда те стоят на воротах в Сева-кундж или Мана-саровару. Кришна подходит, но они преграждают Ему путь:

– Ты куда идешь?

Если Кришна не придумает достойного оправдания, они Его не пустят.

– Я хочу повидаться с Радхикой.

– А на каком основании? Ты Ей кем приходишься?

– Я Ее возлюбленный.

– А как Ты можешь это доказать?

– Я Сам и есть доказательство. Я постоянно повторяю «Радхе-Радхе».

– Если Ты постоянно воспеваешь «Радхе-Радхе», то почему у Тебя вся одежда измята? Почему у Тебя на теле красные отметины? Ты где-то провел всю ночь, а наутро приходишь и говоришь, что безумно любишь Радхику.

Кришна испугался: «Откуда даси знают о моих секретах?» У них нет никакого личного опыта, но они настолько близки Радхике, что понимают все. Они говорят:

– Подожди, сейчас мы спросим у Радхики. Если Радхарани не захочет, Ты даже не воротах не сможешь стоять. Она Тебя немедленно отсюда выпроводит.

– Нет-нет, не говорите Радхике, что Я здесь. Помогите Мне! Скройте как-то мою ошибку и сами придумайте оправдание. Скажите Радхике, что Кришна Ее очень любит.

– Она спросит: «Если Он меня так любит, то почему же Он раньше не пришел?»

– А вы скажите: «По пути сюда Он повторял «Радхе-Радхе», а Твое имя подобно огню. Оно проникла в Его сердце и, пронзенный сильной болью, Он упал без чувств. Всю ночь Он провел без сознания, а наутро на него подул свежий ветерок, наполненный кислородом, и Он пришел в Себя и сразу побежал к вратам Твоей кунджи. Кришна всю ночь провел без сознания, поэтому у Него такие красные глаза».

Даси говорят:

– Да, хорошо, мы сейчас Ей все это расскажем…

Но по их улыбке Кришна понял, что они хотят рассказать правду. Тогда Кришна в отчаянии падает к их стопам и просит: «Пожалуйста, не делайте этого!»

Итак, Кришна касается стоп даже служанок Радхарани. Поэтому Прабходананда Сарасвати пишет: «Я готов стать прутиком в метле, которой сакхи подметают Твою кунджу на Мана-сароваре».

Джаядева засомневался, стоит ли писать то, о чем пишет вся наша гуру-варга. И Кришна пришел и подписался под этим. «Да, Я ставлю Свою подпись и подтверждаю. Когда этот яд поднимается так высоко, что Я не могу больше терпеть, последнее средство – Я беру лотосные стопы Радхики, и тогда этот яд идет вниз. Только так Я могу выжить. Иначе у Меня темнеет в глазах и Я на волосок от смерти».

Это доказывает, что према Шримати Радхики – самое возвышенное, что есть во Вселенной. Если хотя бы капля этой любви коснется нашего сердца, то все наши анартхи будут уничтожены. Сегодня мы получили даршан Мана-саровары.

Все риддхи, сиддхи, йоги, карми, Президенты и Премьер-министры, думают: «Мне повезло. Счастье у меня в руках». Но все их счастье превращается в мельчайшую каплю перед океаном блаженства, которое испытывает Радхика. Все остальное совершенно не вкусно. Радхика – это гуру Кришны. Это объект Его поклонения.

Шри Мана-саровара ки… ДЖАЙ!

Шримати Радхарани ки… ДЖАЙ!

Нитай Гаура Премананде!

Хари-харибол!