Ручи

Даршан со Шрипад БВ Мадхусуданой

20.01.2012

П: Я слышала, что реальные взаимоотношения с Гуру начинаются только с уровня ручи. Это правда?

Махарадж: Да, с приходом ручи взаимоотношения становятся более глубокими. Когда приходит вкус, нам все нравится. Мы очень любим хари-катху – не важно, на какую тему. Если мы голодны, то съедим все, что бы нам ни предложили. Ручи – это означает, что нам нравится все, что говорит Вайшнав. Любое его слово мы пьем, как мед. С уровня ручи приходит привязанность к Кришне. В этот момент взаимоотношения уже очень сильные. Когда приходит ручи, оно приходит и к Гуру, к Вайшнавам, и к Кришне. Но если, вкушая прасад, мы перебираем: «Здесь слишком много соли, а это – сыровато», – то, значит, мы не очень-то голодны. Если нет вкуса, мы будем слушать хари-катху и думать: «Ну и что теперь?» Нет ручи, нет вкуса. Если есть ручи, даже сухая чапати будет казаться изысканным блюдом. С приходом вкуса, мы будем испытывать глубокое удовлетворение в одном месте. А если нет ручи, мы повсюду будем ходить, и пробовать везде. Но вкус будет лишь поверхностный. И мы так ни на чем и не остановимся. Ручи – когда мы целеустремленно сосредоточены на одном.

А: Почему кому-то гуру дает милость (например, сразу возвышает до уровня ручи), а кому-то – нет? Зависит ли это от сукрити?

Махарадж: Это вопрос из разряда: «Почему облако здесь пролило дождь, а через 100 метров – нет?» Некоторые совершают бхаджан и получают милость, а некоторые – не совершают, но все равно получают милость. Мы не можем контролировать эти вещи.

Диди: Например, представьте, раздают нечто очень ценное, и выстроилась огромная очередь. Но вдруг случилось что-то непредвиденное – землетрясение или еще что-то – и все перемешалось. Те, кто стояли последними, стали первыми, а те, кто стояли первыми, стали последними. Иногда, очень редко, такое происходит и с милостью. Иногда милость можно получить совершенно внезапно, без какой-либо садханы. Но все равно, чтобы получить эту милость, нужен хороший сосуд.

Мадхусудана Махарадж: Допустим, у кого-то нет сукрити, но он все отбросил и полностью предался. Тогда к нему течет милость гуру. Когда гуру видит в ученике это качество, он говорит: «На, бери, бери…»

Помните историю про Мукунду даса? Господь Чайтанья отверг его. Но тот ждал снаружи. Он спросил у преданных: «Узнайте у Махапрабху, сколько мне ждать кришна-премы?» Услышав этот вопрос, Господь Чайтанья гневно сказал: «Передайте ему, что Я дам ему кришна-прему через столько жизней, сколько листьев на дереве имла». Вы представляете сколько листьев на дереве имла? Невозможно сосчитать! Но Мукунда дас стал радоваться и прыгать: «Ура! Я получил! Я получил!» Преданные спросили: «Почему ты так радуешься?» И он ответил: «Потому что Махапрабху пообещал дать мне кришна-прему. Значит, можно сказать, я ее уже получил». То есть он был убежден – если Махапрабху сказал, это на 100% правда. Узнав о такой реакции Мукунды даса, Махапрабху тут же дал ему кришна-прему. Суть этой истории в том, что Мукунда дас поверил Господу Чайтанье. И поэтому Махапрабху нарушил собственные правила и дал ему милость «вне очереди».

А: Получается, что количество сукрити не имеет значения?

Мадхусудана Махарадж: 99% - это сукрити, но 1% – это независимое желание Вайшнавов. Они могут дать.

Диди: У Вайшнавов есть особое качество – они могут дать милость любому, независимо ни от чего.

А: Это не зависит даже от садхана-бхаджана?

Мадхусудана Махарадж: Если так думать, то, получается, можно вообще ничего не делать и просто ждать, когда придет милость. А как же шесть Госвами и сам Господь Чайтанья? Вы что думаете, они не совершали садхана-бхаджан? Лев – царь леса, но это не означает, что он лежит на боку, ожидая, когда добыча сама прыгнет к нему в рот.

У Кришны уже есть Радхика…

Даршан со Шрипад Мадхусуданой Махараджем

16.01.2012

Т.: Преданные из России спрашивают, какой должна быть стратегия их проповеди? До сих пор они обучали новых людей по книгам Шрилы Прабхупады, а когда новый преданный становился более зрелым, он начинал читать книги Шрилы Гурудева и Ачарий. Но сейчас некоторые говорят, что книги Прабхупады не обязательно читать, что в них другое настроение, и нужно сразу начинать с книг Гурудева и Ачарий. Однако новые люди ничего не знают ни о Кришне, ни о душе, ни о варнашрама-дхарме. Они не могут сразу понять книги Шрилы Гурудева. Как лучше всего представить им это знание?

Диди: Когда Шрила Свами Махарадж пришел на Запад, ему нужно было сначала взрыхлить и обработать почву. Поэтому он не все мог говорить в своих книгах. Многие вещи, многие настроения он прятал до поры до времени. Он создал фундамент. Когда пришел Шрила Гурудев, фундамент уже был, и он мог дать больше. Даже когда Шрила Гурудев говорит на очень простые темы, все равно во всех его книгах сквозит эта особая бхава. Если писать красной ручкой, то все, что бы мы ни писали, будет красным. Точно так же, что бы ни писал Шрила Гурудев, все проникнуто этой бхавой. Даже если люди пока не понимают этих книг, но, читая их, они все равно получают это настроение.

Не нужно разделять книги Шрилы Гурудева и Шрилы Свами Махараджа. Это зависит от индивидуального уровня и настроения каждого человека. Пусть читают, чего душа просит. Кто хочет – пусть читает книги Гурудева, а кто хочет – Прабхупады. Но совершенно точно, даже если самые новые люди начнут читать книги Шрилы Гурудева, – вреда не будет. Даже ничего не понимая, они все равно получат настроение.

Это правда, что те, кто читал только книги Прабхупады и никогда не читал книг Гурудева, имеют другое настроение. Их настроение очень отличается.

Ю.: В «Навадвипа-дхама-махатмье» написано, что, когда мы воспеваем имена Радхи и Кришны, учитываются наши оскорбления, а когда мы воспеваем имя Гауранги – оскорбления не в счет. К тому же в имени Гауранги заключено проявление маданакья-махабхавы Шримати Радхики, самое возвышенное из всех настроений. Почему же мы воспеваем «Харе Кришна», а не имена Гауранги?

Махарадж: Харе Кришна – это вечная мантра. Махапрабху Сам повторяет ее и дает нам. У каждого из трансцендентных имен разные вкусы. У имени Кришны один вкус, у имени Махапрабху – другой, у имени Радхи – третий. Не думайте, что имена Радхи и Кришны наделены меньшим могуществом, чем имена Махапрабху. У имен Радхи-Кришны может быть очень много вкусов. Как Бхактивинода Тхакур описал в «Вибхавари-шеша». Там у разных имен самые разные вкусы: сладкий, горький, соленый и так далее.

Да, Махапрабху не принимает оскорблений. Это правда. Он Сам очень быстро вычищает все наши апарадхи, потому что он маха-ваданьяя. Но мы не хотим отдать Ему наши апарадхи. Если я буду правильно совершать бхаджан и всему следовать, то апарадхи очень быстро уйдут. Но мы сами хотим страдать.

Ты сейчас пытаешься из одной фразы построить целую философию. Но так нельзя, нужно смотреть на шастры в целом, а не только на одну шлоку. Майявади делают то же самое: они берут одну фразу из писаний и создают новую философию. Тат твам аси. Я есть то. Но это все равно, что взять один камень у подножия горы и сказать: «Это гора». Но камень – это не вся гора, это только один камень.

Сейчас тебе трудно это понять. Наше сознание сейчас полно мусора. Чтобы вместить туда что-то чистое, нужно сначала вычистить всю грязь изнутри. Но со временем вся грязь уйдет и придет понимание. Нужно просто следовать, и постепенно ты все поймешь.

Ю.: Но Бхактивинода Тхакур пишет, что мы повторяем имена Кришны, в надежде получить прему, однако, если повторять имена Махапрабху – према сама будет бежать за нами...

Диди: Према Гауранги будем бежать за нами только в том случае, если в голове будет только Гаура-Нитьянанда и больше ничего.

Махарадж: Смотри, первое, что дает Махапрабху – это любовь к Радхе и Кришне. Если тебе не нравится поклонение Радхе и Кришне, если нет вкуса к воспеванию Их имен, это значит, что ты еще не получил милость Махапрабху. Первый признак Его милости – когда просыпается желание служить Радхе-Кришне.

Диди: Это хорошо, что тебе нравятся Гаура-Нитай, но эта любовь (к Гауранге и Нитьянанде) не принесет плода, пока не будет любви к Радхе и Кришне.

Ю.: Я слышал, что невозможно испытать то, что испытывал Махапрабху. Но ведь непостижимая энергия Кришны может сделать невозможное возможным. Можем ли мы, маленькие дживы, благодаря ачинтья-шакти испытать то¸ чем наслаждался Махапрабху?

Махарадж: Большой слон может съесть множество корзин риса и чапати. А муравей съест не больше одного рисового зернышка. Поэтому они не могут соревноваться. Силы изначально не равны. Кришна многое может дать дживам, но есть определенные энергии, определенные вещи, которые Он хранит только при Себе. Это Его собственность, и Он никому ее не дает.

Ю.: Как же тогда мы можем порадовать Кришну?

Махарадж: Весь ум Кришны занимает Радхика. Поэтому те, кто близки к Ней, дороже всех для Кришны. Когда Манджари стоят на входе в кунджу с палками из цветов, Он не может пройти. Он просит их разрешения. То есть Манджари не менее могущественны! Муравей не может съесть больше одного рисового зернышка. Мы не можем испытывать то, что испытывает Махапрабху или Шримати Радхика. Но с другой стороны, Ее Манджари испытывают то же, что и Она.

Ю.: В «Чайтанья-чаритамрите» Кришна говорит: «Я всех удовлетворяю, но кто удовлетворит меня?» Мы знаем, что полностью удовлетворяет Кришну только Радхика. Но если Она его уже полностью удовлетворяет, то какой у нас шанс послужить Ему? У нас же ничего нет...

Диди: Если я что-то дам твоей жене, ты будешь счастлив?

Ю.: Да, буду...

Махарадж: Радхика занимает все мысли, все сознание, все существо Кришны. Он постоянно сосредоточен только на Ней. Кришна смотрит: «Кто же любит Мою Радхику?» И бежит туда. Он просит: «Помоги Мне, Я тоже хочу служить Ей, как ты». Кришна просто вынужден любить тех, кто любит Радхику.

У тебя очень много вопросов и сомнений, но это просто потому, что у тебя еще нет осознания. Когда просыпается према – уже нет ни вопросов, ни сомнений. Сердце молчит. Есть только полное понимание и удовлетворение.

Ю.: Просто мне больно осознавать, что та личность, к которой я стремлюсь, уже занята. (Т.е. у Кришны уже есть Радхика).

[Диди и Махарадж смеются].

Диди: Не думай, что любовь Кришны такая маленькая и ограниченная. Он Бхагаван, Он всех создал. Мы никому не можем дать жизнь, но Он дает жизнь всем. И бесконечно дает! Ты даже одну жену не можешь содержать, как следует, а Тхакурджи содержит все Вселенные!

Махарадж: Если она каждый день будет просить по 5 новых нарядов, что ты будешь делать?

[Все смеются].

Ю.: Когда я понимаю, что никогда не смогу удовлетворить Кришну, как Радхика, я чувствую себя незначительным и немножко ревную.

Махарадж: Откажись от этих материальных концепций. На Голоке Вриндавана нет этих рамок и ограничений. Там нет такого понятия, как осквернение... Там не важно, насколько ты незначительный. Не думай в этих терминах.

Кришна говорит: «Следуй Радхике и сможешь Меня порадовать. Если будешь близок к Радхарани и будешь следовать за Ней, то сила Радхики будет и в тебе».

Диди: Но мы не можем даже думать, чтобы сравниться с Радхикой.

А.: Если мы выполняем процессы преданного служения, но без осознания, механически, то это не бхакти, а карма, ведь так?

Махарадж: Это карма только в том случае, если нет связи с Кришной. Если же есть хотя бы незначительная связь с Кришной, то это не может быть кармой. Возможно, это аропа-сиддха-бхакти или санга-сиддха-бхакти. В результате ты получишь ровно то, чего хочешь – не больше и не меньше.

Так или иначе, продолжай, даже если механически. Все равно иногда промелькнет что-то искреннее. И во время повторения вдруг польются слезы, и в тот момент сразу уйдет много-много анартх. У Дхрувы это заняло всего шесть месяцев, и он увидел Господа. Когда великие Риши узнали об этом, они были смущены. Они пришли к берегу молочного океана, чтобы спросить у Вишну: «Почему так произошло, что Дхрува Махарадж всего лишь за 6 месяцев обрел Твой даршан? У нас уже бороды поседели, мы так долго совершаем аскезы, но мы так ничего и не добились... А он просто 5-летний мальчик и за 6 месяцев обрел все. Это наводит нас на мысль, что Ты не ко всем относишься одинаково».

В качестве ответа на вопрос Вишну послал им видение. Они вдруг увидели, что плывут на лодке по реке, мимо огромной горы. Эта гора совершенно белая. Они очень удивились и спросили у лодочника «Что это? Почему эта гора белая?» Лодочник сказал: «Я не так много знаю. Но мой отец и дед рассказывали мне эту историю. На этом месте Дхрува в течение множества жизней совершал аскезы и здесь он оставлял тела. И постепенно, пока из жизни в жизнь он совершал аскезы, из костей его тел выросла целая гора. Поэтому она белая».

Представляете, как долго Дхрува совершал аскезы, что целая гора выросла из его костей??? А мы вчера приехали во Вриндаван, а сегодня уже хотим получить кришна-прему...

Просто продолжайте. Если мы будем просто жить во Вриндаване, просто спать, просто почитать прасад...

Диди: Не просто есть и спать, но еще и совершать бхаджан, иначе ничего не получится...

Махарадж: Если мы будем терпеливыми и будем продолжать... если мы будем просто жить во Вриндаване и совершать бхаджан, то рано или поздно все придет. Кришна будет вынужден пролить милость. Представьте, если к вам кто-то придет, сядет рядом с вами и скажет: «Ты мне нравишься. Я никуда от тебя не уйду». Пусть даже этот человек ничего не будет делать, а будет просто терпеливо сидеть рядом. Что вы сделаете? Рано или поздно вам захочется ему что-нибудь дать.

А., посмотри на себя 10 лет назад и сейчас. Какая разница! Хотим мы или нет, но каждое утро мы приходим на мангала-арати, рано встаем, читаем джапу... Так или иначе, мы совершаем какую-то тапасью. Я не к тому говорю, что мы гордимся этим, просто констатирую факт. Какая-то тапасья здесь есть. Все равно, ты ничего не теряешь. Может, это займет жизнь-две-три, ну и что? Ты во Вриндаване, ты не занимаешься всякими глупостями... А иначе ты бы сейчас пил, курил и жил, как животное...

[Далее Диди и Мадхусудана Махарадж говорят о Шри Гаура-Нитьянанда-пранаме:

аджану-ламбита-бхуджау канакавадатау

саyкbртанаикапитарау камалайатакшау

вишвамбхарау двиджа-варау йуга-дхарма-палау

ванде джагат-прийа-карау карунаватарау

Шрила Вриндавана дас Тхакур,

Чайтанья-бхагавата, Ади 1.1

Я поклоняюсь всемилостивым Шри Чайтанье Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху. Их тела ослепительно сияют золотым блеском, Их большие глаза похожи на лепестки лотоса, а изящные руки достигают колен. Появившись на свет в семьях возвышенных брахманов, Они положили начало движению сан-киртаны. Они поддерживают жизнь во вселенной, охраняют юга-дхарму и даруют обитателям этого мира высшее благо.

Далее Махарадж объясняет слово из шлоки – вишвамбхарау].

Махарадж: Махапрабху поддерживает и питает всю вселенную. Почему говорится, что он питает Вселенную? Он раздает прему. Это настоящее питание. Когда мы просто едим или чем-то наслаждаемся, мы получаем удовлетворение только на пару часов. А потом голод возвращается. Но, когда мы получаем кришна-прему – это дает нам удовлетворение навсегда. Только кришна-према может по-настоящему питать нас. Махапрабху дает кришна-прему, поэтому говорится, что Он питает и поддерживает весь мир.

Споры не помогут понять. Нужно просто следовать, совершать бхаджан, и тогда придет понимание.

Ванде джагат-прийа-карау карунаватарау. Гаура-Нитай дают миру высшее благо. Только благо и ничего больше. Другие аватары давали не только благо и не всем. Тем, у кого есть према, кто благоприятно настроен, они давали благоприятное, а тех, кто против, – Они иногда убивали чакрой и просто давали им освобождение. Это нельзя назвать высшим благом. Но Гаура-Нитьянанда всем, вне зависимости от квалификации и качеств, давали только самое высшее благо. Всем давали, даже Джагаю и Мадхаю.

У.: Диди, мы пожили в материальном мире, и поняли, что в нем нет счастья. Но вы и Махарадж с самой юности отреклись от мира. Как вы это сделали, ведь у вас совсем не было материального опыта?

Диди: Как это не было материального опыта? У нас очень много материального опыта. Не думай, что у нас его нет. [Смеется]. Столько приходит таких, как вы, и всего рассказывают..... [Все смеются...]

У.: Но мы знаем, что некоторые вайшнавы приходят в храм очень рано, совсем еще детьми. Откуда же у них осознание, что искать счастья в материальном мире бесполезно?

Диди: [Серьезно]. У вайшнавов есть весь материальный опыт этого мира. Подлинные Вайшнавы помнят множество жизней. У них есть самскары с тех пор, когда они были в телах насекомых, птиц и так далее. Они несут ВСЕ самскары с множества жизней. Такой у них опыт. Им не нужно снова приобретать мирской опыт, они уже родились с пониманием.

Махарадж: А еще весь этот опыт описан в писаниях. В «Ш-Б» есть так много примеров из мирской жизни. Когда читаешь, все становится понятно. Если ваш друг прыгнул с крыши и потом пять месяцев лежал в больнице со сломанной ногой, вы вряд ли полезете прыгать с той же крыши... Но глупый человек все равно скажет: «Дай-ка и я тоже попробую прыгнуть».

Диди: Это правда. Если хотя бы раз прочитать «Шримад-Бхагаватам» от начал и до конца, с полной концентрацией, с глубоким почтением и ни на что не отвлекаясь, – такой человек никогда больше не уйдет в майю.

Махарадж: А общение с преданным еще более могущественно, чем даже «Шримад-Бхагаватам». Нужно просто полностью предаться и слушать от них. Они могут нас защитить. Но нужно предаться. Когда мы предлагаем пранаму, это только на одну секунду, а потом мы встаем, и – «Харибол!» – мы опять свободны. А настоящее предание – это на всю жизнь.

Диди: Без Вайшнавов невозможно таким образом читать «Бхагаватам». Мы читаем «Бхагаватам» только благодаря Гурудеву.

Махарадж: Тот, кто слушал от Вайшнава с верой и читал «Бхагаватам», несомненно, достигнет освобождения. Но нужно сначала доказать Вайшнаву, что «я твой». Это предание. С лицемерием в сердце ничего не получится.

Диди: Все, время арати. Уже половина седьмого.