Дикша- и шикша-гуру

Даршан с Диди
25 апреля 2012

Преданная: После ухода Гурудева, я ни за кем больше не хочу следовать…

Диди: Смотри. Любой, кто искренне хочет развиваться и совершать бхаджан, непроизвольно тянется к руководству и выбирает, за кем следовать. Это естественный процесс. Без этого невозможно совершать бхаджан.

Преданная: Но всякий раз, когда я думаю о том, чтобы искать шикша-гуру, мне стыдно перед Шрилой Гурудевом. Мне кажется, что нет больше никого такого, как он.

Диди: Это правда. Я тоже всю жизнь считала, что такого, как мой Гуру Махарадж, больше нет. Все остальные – Шрила Вамана Махарадж и Шрила Бхакти Вайбхава Пури Махарадж и др. – да, возвышенные вайшнавы, но не такие, как мой Гуру Махарадж.

Преданная: Но как насчет Шрилы Тривикрамы Махараджа? Я знаю, что вы получали у негошикшу. Вы испытывали к нему такие же чувства, что и к Шриле Гурудеву?

Диди: Никогда. Хотя он относился ко мне с огромной любовью. С утра, как только меня увидит: «Дандават

Преданная: И вы тоже ему дандават предлагали?

Диди: Я-то само собой. Это мой долг. Но он не должен был мне предлагать. Он просто делал это из любви. Если он давал лекцию, а меня не было, то он обязательно посылал за мной. И когда я приходила, начинал катху. Я ему говорю: «Сегодня за всю лекцию вы ни разу не произнесли имени Кришны. Как же мне слушать вашу хари-катху?» Он говорит: «А ты не слушай. Просто сиди здесь и воспевай харинаму». Шрила Тривикрама Махарадж очень хорошо знал санскрит. Как-то я попросила объяснить мне что-то из «Расапанчадхьяй». Он говорит: «Мой Гуру Махарадж запретил мне читать «Расапанчадхьяй». Поэтому я за всю жизнь ни разу не читал эту книгу». Я говорю: «Сейчас вам 80. Сейчас ваш Гуру Махарадж непременно позволил бы вам читать «Расапанчадхьяй. Пожалуйста, прочитайте. Раз я говорю, значит ваш Гуру Махарадж вам позволяет». Он был очень счастлив это услышать. И начал читать по ночам. А по утрам мне рассказывал. Я понимаю, почему он ко мне с такой теплотой относился. Ведь, если б не я, может, он так и не стал бы читать.

Однажды я сказала моему Гуру Махараджу, что иду на Ямуну принимать омовение. Он ответил: «Хорошо, возьми с собой Тривикраму Махараджа. Он очень любит купаться». Шрила Тривикрама Махарадж сказал: «О, ты идешь на Ямуну? Раз так, значит, сегодня Ямуна будет полноводной». Я пошла, и правда – сразу полил дождь и уровень воды в Ямуне сильно поднялся. Я знаю, это Тривикрама Махарадж устроил. Как он мог такое сказать про меня? Что, Ямуна и правда наполнилась из-за меня? Нет, конечно. Но он так говорил из любви.

Преданная: Но вы все равно не испытывали к нему такие же чувства, как к Шриле Гурудеву?

Диди:
Нет. Иногда Гуру Махарадж давал хари-катху, а Шрила Тривикрама Махарадж всю лекцию записывал вопросы. Он говорил: «Я спрошу потом. Каждый мой вопрос – как стрела. Этими стрелами я повергну твоего гуру». Потом Гуру Махарадж со смехом показывал мне эту бумагу: «Смотри, что он тут написал». На следующий день, я зашла к Гуру Махараджу, но у него кто-то был. Я поклонилась и пошла получить даршан Шрилы Тривикрамы Махараджа. Он лежал на кровати. Едва увидев меня, он спросил: «Ну что, видела, как я его сразил?» Я ответила: «Нет, я вижу, что мой Гуру Махарадж на ногах, а вот вы лежите». Вы не представляете, насколько он был предан моему Гуру Махараджу. Он постоянно думал о нем. Он всегда думал о том, как его одолеть. И его трансцендентные шутки привлекали внимание всех к Гуру Махараджу. Он специально это делал. У него было очень мягкое сердце и вместе с тем очень жесткое. Он ни с кем не водил дружбу. Но мой Гуру Махарадж был его дорогим другом и очень любил с ним шутить.

Однажды Шрила Тривикрама Махарадж во время хари-катхи Гурудева написал стихотворение о Баладеве. О том, что Баладева – это акханда-гуру-таттва. О том, что гуру – как и Баладева – сева-виграха, Божество служения. Поэтому они неотличны. И он передал эту записку мне. Потому что хотел поделиться со мной этим прославлением Гурудева. Гурудев увидел это и сказал: «Эй! А ну дай мне!» (смеется)

Каждый день Тривикрама Махарадж дрался с Мадхусуданой Махараджем. Они иногда спали на одной кровати. И как начнут спорить, он тут же хватался за палку. А что еще делать, если не хватает слов? Остается только побить. (смеется)

Гурудев давал нам нектар, и этот нектар мы обсуждали с Тривикрамой Махараджем. Больше ни с кем. Он укреплял и углублял мои взаимоотношения с Гуру Махараджем. Поэтому он был очень дорог мне. Он никогда не вставал между мной и моим Гуру Махараджем. Он смеялся: «Я знаю, что они все сидят там, вокруг него [Шрилы Гурудева], и обсуждают все эти сокровенные темы. Но как только я захожу, они сразу замолкают».

Гуру Махарадж часто говорил мне: «Если нужен совет, спрашивай у Тривикрамы Махараджа». Я понимаю, почему он так говорил. Мой Гуру Махарадж очень невинный, вы себе не представляете, какое у него мягкое и милостивое сердце. А Шрила Тривикрама Махарадж – жесткий. Иногда это тоже нужно.

Преданная: Но ведь Шрила Гурудев тоже бывал жестким.

Диди: Бывал, но не таким, как Тривикрама Махарадж. Вы себе вообразить не можете, каким жестким был Тривикрама Махарадж. Однажды к нему зашла пара молодоженов. Сначала они были у Шрилы Гурудева, и он с ними очень сладостно говорил. А потом пошли к Шриле Тривикраме Махараджу. Муж говорит: «Махарадж, вы ее раньше видели. Теперь она моя жена». Шрила Тривикрама Махарадж тут же говорит жене: «Теперь он – твое Божество, да? Теперь тебе Кришна не нужен?» Я сразу поняла, что после таких слов они больше к нему не придут.

Преданная: Иногда мне кажется, что посторонние люди не понимают книги Гурудева. Ведь он дал очень сокровенные вещи.

Диди: Гуру Махарадж переводил книги Госвами. Он не первый, кто принес эти вещи. Госвами это уже дали. Но он сделал это более доступным. Смело распространяйте его книги всем. Хотяэто правда, в других Матхах многие не понимают и не ценят нашего Гурудева.

Преданная: Неужели? А я думала, что нашего Гурудева все любят. Повсюду они вешают его фото…

Диди: Многие доктора, юристы и т.д. вешают в своих офисах фото Гурудева, но делают это только для того, чтобы заманить его учеников. Они знают, что у Гурудева много западных учеников, и у них много денег. На самом деле, они не понимают его. У них нет настоящей любви к нему.

Преданная: Меня поражает одно. Некоторые служат Гурудеву много лет. Так много делают севы. Но потом к ним приходят посторонние желания, и они начинают вести себя хуже материалистов.

Диди:
Это результат апарадх. Если приходят посторонние желания, знайте – 100% вы совершаете апарадхи.

Преданная: Но даже материалисты не делают того, что делают некоторые преданные!

Диди: Материалист слишком погружен в свою материальную жизнь. Он следует правилам материальной жизни, потому что знает, что принесет наслаждение, а что заставит страдать. Поэтому материалист зачастую не делает ничего плохого – он слишком занят служением своей жене и детям. Но те, кто пришел в эту линию… Большинство еще не полностью оставили майю. У кого-то есть стремление к богатству, у кого-то – к семье, у кого-то – кпратиштхе. Если человек приходит и оставляет все материальное – хорошо. Тхакурджи быстро дадут ему милость. Но если у вас ничего и не было, и вы пришли в эту линию, чтобы что-то получить, тогда ваши анартхи будут расти, и все это может плохо кончиться.

Преданная: Что происходит с тем, кто совершает оскорбления? Он теряет все заработанноесукрити?

Диди: Нет. Майя покрывает то хорошее, что в нем есть. Но сукрити все равно там. Со временем такой человек может исправиться. Но если он совершил серьезную апарадху, то, возможно, не в этой жизни.

Запомните. Если кому-то позволили жить во Вриндаване, дали подлинного гуру, но все равно он продолжает бегать за наслаждениями и совершать грехи, то – вы даже представить не можете, на сколько жизней он после этого уходит в майю!

Преданная: Я вижу, что даже старшие преданные зачастую ведут себя неприемлемо. Я не понимаю, как они могут такое делать?

Диди: Некоторые говорят: «Он плохой», потому что видят в других свои проблемы. Если собственный бхаджан слабый, человек начинает видеть недостатки в других. Лидеры зачастую ничего особенно плохого не делают. Но их последователи устраивают всю политику. Если каждый будет в своем месте искренне совершать бхаджан, то не будет никаких проблем.

Преданная: Говорят, что Шрила Гурудев трансцендентным образом присутствует в своемсамадхи, но я не чувствую этого. Говорится, что Гурудев трансцендентный. Но если он порежется, у него пойдет кровь, так?

Диди: Гурудев – трансцендентный. И трансцендентных личностей не сжигают, их кладут всамадхи, чтобы они могли вечно направлять нас оттуда. Да, если Гурудев порежется, у него пойдет кровь. Но ты должна думать, что эта кровь тоже трансцендентная. Все спутники Кришны, такие как Юдхиштхира, Арджуна и др., трансцендентны. Но все равно они сражались. И все равно у них шла кровь. Если в сердце нет глубокой веры в это, ты не сможешь развиваться.

Преданная:
А что происходит, если Божества разбились? Они перестали быть трансцендентными?

Диди:
Если сломались Божества, ты должна думать, что это могло произойти по двум причинам. 1) Я недостаточно хорошо им служила. Нужно завести новые Божества и пообещать, что в следующий раз буду служить лучше. 2) Кришна захотел предстать в новом образе.

Когда Тхакурджи разбились, мы их опускаем в Ямуну, и потом те же Тхакурджи предстают перед нами в новом образе. Так же и Гурудев. Гурудев ушел, но ты не думай, что он исчез, теперь он в другом образе в сердце.