ЧТО ВАС ТЯНЕТ НАЗАД?


Шрипад Бхактиведанта Мадхусудана Махарадж и Шримати Кришна-прия Диди

17.05.2012, даршан

Сегодня на даршан к Махараджу и Диди пришел один американский преданный – харинама-ученик Шрилы А. Ч. Свами Махараджа и дикша-ученик Шрилы Нараяны Махараджа. Шесть дней назад этот преданный приехал во Вриндаван с твердым желанием оставить все мирские привязанности и совершать бхаджан. Он рассчитывал пробыть здесь минимум полгода, а в лучшем случае – остаться насовсем. Однако сегодня он сообщил, что поменял билет и собирается уезжать обратно в Америку.

М. М.: Почему он поменял свои планы?

Шьямала диди: Он говорит, что тут слишком жарко для него. Здоровье не выдерживает.


М. М. Летом во Вриндаване очень жарко, это правда. Камни раскаленные и очень острые. Но гопи стояли на этих камнях босиком и ничего не чувствовали. Они замерли, как статуи, и смотрели на Кришну. Сколько счастья дарует этот даршан! Они совершенно забыли о теле.Кришна-катха и кришна-нама так могущественны, что, когда они касаются сердца, мы забываем обо всем. Проблема – уже не проблема, жара – не жара. Когда в наше сердце входит нечто очень большое, маленькие вещи уже не тревожат…


Диди: Когда читаете книгу, вы настолько погружены, что не чувствуете жары. А с другой стороны Радхарани, видя вашу целеустремленность, устраивает так, чтобы вам было прохладнее.


М. М.: Радхарани не может близко подойти к Кришне. А Кришна не может подойти к Радхарани. Между Ними столько препятствий. Но Они ничего не боятся. Даже в дождь и непроглядную тьму Радхарани спешит на свидание с Кришной. Вокруг лес, змеи, но она не боится. Обычно Она очень пугливая. Если увидит змею на картинке – тут же испугается. Но в этом состоянии Она ничего не замечает. Идет к Кришне, как слепая. Если эта любовь войдет в сердце, тогда и только тогда вы сможете жить во Вриндаване. Но если этой любви нет – то вы потратите лакхи и лакхи жизней, на борьбу с анартхами, но так и не достигнете успеха.

Наша проблема в том, что мы свою любовь направляем в неправильное место. Мы возлагаем надежды на мирские взаимоотношения. Доверяемся им. Но люди просто пользуются нашими слабостями: «А ну-ка я его сейчас одурачу!»

В материальном мире люди думают, что они очень умные. И поэтому становятся очень глупыми. И их так легко одурачить… Не нужно считать себя умным. Молитесь Радхе и Кришне: «Я глуп, пожалуйста, защитите меня». И тогда Они дадут вам разум, чтобы идти правильным путем.


Диди: Если направить любовь на Радху и Кришну, на Гурудева, то ничто не сможет вам помешать – ни жара, ни холод, ни змеи, ни майя. Они не осмелятся вам помешать. Они будут думать: «О, его Гурудев очень могущественный. Если я его коснусь, у меня будут проблемы…» Любой, кто глубоко привязан к Гуру и Кришне, – абсолютно защищен. Майя НИКОГДА не коснется такого человека. Ни в одной книге вы не найдете такого примера. Понимаете?


Преданный: Я понимаю, но у меня нет силы…


Диди: Пока вы этого не понимаете, потому что у вас еще нет полной любви к Гуру и Кришне. Но когда она появится, вы сразу все поймете.


М. М.: Любовь исполнена знания. Когда в сердце приходит любовь, оно озаряется, и тогда все начинаешь понимать.


Диди: Смотри, у меня нет никакой силы. Ни у кого ее нет. Но Гуру дает силу. Возьмите любого, кто стал великим, достиг успеха, – это произошло благодаря гуру.


Преданный: Я так понимаю, это возможно на уровне ништхи


М. М.: Если ништха есть – ты очень богат, а если ее нет – очень беден. Эх, не повезло, что вы пришли только сегодня (в день вылета). Если бы пришли вчера, мы бы вас переубедили.


Диди: $50 – это ничто. Просто поменяй опять билет.


Шьямала: Он уже заплатил $350, чтобы поменять дату и улететь раньше.


М. М.: Каждая секунда во Вриндаване – бесценна. Я помню, вы однажды пришли намангала-арати. Потом я думал: «Где он?» Но если нет интереса, что я могу сделать?


Шьямала: На него это мангала-арати произвело огромное впечатление. Но он думал, что не достоин вашего общения…


М. М.: Есть одна история. Однажды был праздник Дипавали. В этот день все враджаваси пускали по Ямуне лампады с гхи и возносили молитвы Ямуне-деви. Мама Яшода тоже пускала лампады и молилась о здоровье Кришны. Она была так погружена в молитвы, что не обращала на Кришну внимания. Ему стало скучно, и Он пошел вниз по реке и стал одну за другой ловить лампады и вытаскивать из воды. Там были сотни и сотни лампад, некоторые подплывали близко к берегу, и тогда Кришна тянулся ручками и доставал их из воды. Увидев это, мама Яшода спросила:

– Что Ты делаешь?

– Я спасаю огоньки, чтоб они не утонули.

– И сколько огоньков Ты сможешь спасти? 20-30. Но там их тысячи. Остальные все равно уплывут.

– Но у Меня такая природа. Я не гарантирую спасения всем и каждому. Но тех, кто случайно подошел ко Мне близко, Я спасаю.

Если вы приехали во Вриндаван, к гуру и Вайшнавам, – вы должны общаться с ними. Не теряйте этот шанс. Вы появились на одну минуту и больше никогда не приходили. Как можно за минуту сделать выводы? Вы говорите, что вам это дало очень много. Но, может, золото только снаружи, а внутри железо? Нельзя судить людей так поверхностно: «О, он очень хороший человек. Килограмм на 80 наверное». Если мы делаем выводы за одну минуту, то это, скорее всего, просто сантименты.


Шьямала: Тебе нужно стремиться к тем Вайшнавам, которые дают самую возвышеннуюхари-катху, способную изменить твое сердце.


М. М.: Любая хари-катха может изменить сердце. НЕ важно, возвышенная или нет. Одно слово может изменить сердце. Это не зависит от того, насколько возвышенные темы обсуждаются.


Шьямала: Но ведь уровень того, кто говорит хари-катху, важен?


М. М.: Это другое. Если человек чист, то, что бы он ни говорил, его слова очищают. С другой стороны, если тереть друг о друга палочки, возникнет искра и вспыхнет огонь. Огонь не заботится о том, кто его развел – брахман или собакоед. В любом случае он одинаково жжет. Кришнадас Кавираджа Госвами говорил: «Я очень падший, но Твоя хари-катхаподобна огню, который очищает всех. Именно поэтому, несмотря на мою греховность, я не боюсь говорить эту хари-катху. Я знаю, что в ней заключена такая сила, что она сама по себе способна очистить всех».

Конечно, Кришнадас Кавираджа Госвами – не падший, он чистый вайшнав и говорил так из смирения. Но принцип понятен. Хари-катха сама по себе очень могущественна.


Преданный: Дома я хотел 64 круга читать, но мне было тяжело. Я подумал, приеду во Вриндаван и будет легче. Приехал – но здесь еще тяжелее. Теперь я думаю, лучше вернуться домой, там я, по крайней мере, хоть как-то мог это делать.


М. М.: Это везде трудно. И дома, и здесь. Но если дома ты можешь приспособиться, то и во Вриндаване сможешь. Вопрос в желании. Смотри, у розы красивые цветы, но острые шипы. Но если бояться шипов, вы никогда не сможете сорвать цветок. Нужно приспособиться. Нужно осторожно срывать.


Диди: Вам кажется, что во Вриндаване тяжело жить. На самом деле сейчас здесь комфортно, как никогда. Но во времена Рупы Госвами и Санатаны Госвами, было намного сложнее. Подумайте, в каких условиях они жили.


Преданный: Ну, это же Рупа и Санатана…


Диди: Если мы принимаем их прибежище и называем себя их последователями, то мы должны им следовать. Как мы можем называться рупануга, если не следуем за Рупой Госвами?


М.М.: Во Вриндаване все очищает. Воздух, вода, пыль – всего этого касался Кришна. Просто дышите здесь – и очищаетесь. Просто спите – и это дандават


Диди: Посмотри вокруг, сколько людей говорят вам: «Радхе, Радхе!»


М. М.: …Въезжаешь во Вриндаван, и сразу чувствуешь эту разницу.

Я понимаю, почему у вас так получилось. Не было хорошего общения. Никто не давал наставлений. Вот вы и решили, что лучше дома книжки читать. Вы приехали совершатьбхаджан, но сами вы не можете его совершать! Чтобы молоко стало паниром, нужен специальный створаживающий агент, например, сок лимона. Без такого агента – можете часами кипятить молоко, но оно не станет паниром. Так же и мы. Без садху-санги мы можемлакхи и лакхи жизней пытаться совершать бхаджан, но все будет впустую.

Еще один пример. Если положить среди драгоценных камней кусочек стекла, то в нем будет отражаться свет драгоценных камней. И тогда попробуй угадай, какой камень драгоценный, а какой – стекляшка? В садху-санге – все садху. Но если нас разделить, то по-отдельности сразу будет видно: кто – драгоценный камень, а кто – простая стекляшка.

С другой стороны, в одиночестве человек думает: «Я такой хороший». Но рядом с садху он сразу понимает: «Да я негодяй, преступник просто»…


Преданный: Вот это со мной и произошло… Я думал, что все могу, но теперь понял, что я – никто.


М. М.: …Кто еще сможет показать плохое в нас? Только Гуру и Вайшнавы. Мы нуждаемся в том, чтоб нас ругали и били. Мы же как животные.


Диди: Нужно близко общаться с теми, кто действительно следует Гуру.


Преданный: Но я всегда думал, что в Америке тоже есть садху-санга, и мне этого достаточно…


Шьямала: Золото бывает в 5 каратов, 10 каратов, 22 карата. Все это золото. Но если уже увидел 22 карата, то не станешь довольствоваться 5 каратами.


Преданный: Когда мне было 18, меня отправили во Вьетнам. И там я видел такие ужасы. Мертвые тела повсюду… Это была такая травма для меня. Я осознал, что я когда-то стануэтим (мертвым телом). С тех пор я стал очень чувствительным. Часто плачу…


Диди: Мы тоже видели много мертвых тел, когда читали Махабхарату. Это не проблема. Смотри, Тхакурджи вас защитили. Они поддерживали вашу жизнь все эти годы. И вот, наконец, вы приехали во Вриндаван. Забудьте, что было. Иногда гуру и Вайшнавы посылают нам это для опыта. Сейчас плачьте только о Радхе и Кришне, а не о материальном мире. Слезы, пролитые о материальном мире, – безуспешны. Хватит об этом плакать. Пролейте хотя бы одну слезинку о Радхе-Кришне.


Преданный: (Плачет).


Диди: Смотрите, какой прасад могущественный.


М. М.: Хорошо, поезжай обратно, но поскорее возвращайся.


Диди: Да нет, если уедешь, то нет никаких гарантий, что вернешься.


Преданный: Я понимаю… Я хочу… но мой ум неспокоен…


Диди: Потому что есть что-то, что тебя тянет.


Преданный: Да нет, ничего. Но я все равно поеду. Простите меня. Я знаю, что все, что вы говорите, это правда. Я понимаю, как мне повезло. Но я не могу…


Диди: Жена?


Преданный: (Плачет)


М. М.: Здесь – твоя вечная семья. Та семья – ненадолго. А здесь тебя ждут вечные взаимоотношения.


Диди: (Улыбается) Позвони той, о ком думаешь, и скажи: «Хочешь меня увидеть? Приезжай и забери. Я очень болен». И посмотришь, так ли она тебя любит. Если она приедет, то благодаря хорошему общению, она тоже изменится. И вы оба останетесь здесь.


Преданный: Я понимаю все… Я знаю, что вы желаете мне блага, но… (замолкает)


Шьямала: $350 долларов тянут меня обратно… (Все смеются, американец тоже смеется сквозь слезы).


М. М.: Сейчас происходит операция на твоем сердце. Операция всегда болезненна, но, когда плохое отрежут, насколько будет легче! Ты будешь счастлив. Привязанности подобны яду, они отравляют всю нашу жизнь.


Диди: Проверь, как твоя семья тебя любит. Скажи: «Приезжай за мной, я болен». Никто не приедет.


Преданный: (кивает головой)


Диди: Но если ты слишком привязан к ней, то не можешь даже проверить. Потому что боишься, что она не пройдет проверку.


М. М.: Привязанность делает человека очень мелким. «Только я и ты, и больше ничего». Но если свободен от привязанностей, то можешь вместить весь мир, и еще место останется.


Преданный: У меня там есть сева…


Диди: Если поживешь во Вриндаване, то очистишься и сможешь еще лучше служить. Мы же не говорим – оставайся навсегда. Но 6 дней назад, когда ты приехал, ты о чем думал?


Преданный: Я хотел остаться на полгода.


Диди: А теперь что изменилось?

Преданный: (Молчит).


Диди: Ты что поругался с женой? Поэтому решил приехать во Вриндаван и «отречься»?


Преданный: Да, была ссора.

(все смеются)


Преданный: Я привязан к такому количеству вещей. К моей машине. К американским яблокам.


М. М.: Решать тебе. Я просто совершаю свой долг. Мой долг сказать вам, какова реальность. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит Арджуне: «Реальность такова. А теперь поступай, как знаешь».

Арджуна говорит Ему: «Я сделаю так, как Ты скажешь. Я знаю, что если пойду на поводу у своего ума, то умру. Поэтому я выбираю – следовать Тебе». Арджуна добровольно отдает Кришне свою независимость, но Кришна в конце все равно дает ему свободу: «Ты выслушал все. Теперь поступай, как сочтешь нужным».


Диди: Если так быстро вернетесь, ваша жена будет хлопать в ладоши и смеяться: «Ну вот, теперь он полностью в моей власти». Она поймет, что вы – полный глупец и теперь никогда не уйдете от нее».


Преданный: Я знаю, так и будет.


Диди: Идите на парикраму в Радха-Дамодар и молитесь Рупе Госвами и Шриле Прабхупаде: «Скажите, что мне делать, и помогите мне изменить мой ум».


М. М.: Человеку нужна любовь. Если его любовь не находит поддержки со стороны гуру и вайшнавов, то она опять тянется к старому.


Диди: Когда мы полностью предаемся Гуру и Вайшнавам, они вдохновляют из сердца. Они могут положить нам в сердце все, что захотят.

Некоторые весь день моют храм, совершают много севы, заботятся о преданных… Но это еще не садху-санга. Это только наработка сукрити.


Шьямала: Его проблема в том, что он никогда по-настоящему не был в садху-санге и не знает, что это такое.


М. М.: Если никогда не переживали садху-сангу, то даже за тысячи жизней не сможете оставить ваши привязанности. Привязанность подобна веревке. Ее необходимо куда-то привязать. Либо к семье и самсаре, либо – к гуру и вайшнавам. Сколько вам лет?


Преданный: 66.


М. М.: А ей?


Преданный: 60.


М. М.: Привязанность не смотрит на возраст. К старости привязанность только усиливается. «Будем вместе до последнего вздоха».


Диди: Есть только один выход. Предайтесь. Пожертвуйте эту жизнь гуру. Это как весы. На одной чаше весов – материальная жизнь, а на другой – гуру и вайшнавы. Если поместить привязанность в чашу с материальной жизнью, то чаша с гуру и вайшнавами никогда не перевесит.


Преданный: Я понимаю это в теории, но…


Диди: Я знаю, чего он боится. Он думает: «Кто позаботится обо мне, если я останусь один на старости лет?»


Преданный: (кивает)


Диди: Я расскажу вам правдивую историю об одной преданной по имени Бимала диди. Она много лет прожила во Вриндаване и была полностью преданна гуру и вайшнавам. У нее не было мужа. Она постоянно носила курты Мадхусуданы Махараджа. Когда курта Мадхусуданы Махараджа наполовину изнашивалась, она ее забирала. Два-три раза она сильно болела. На третий раз ее на машине повезли в больницу в Дели. Я не хотела ее отпускать. Перед отъездом она меня обняла и говорит: «Пожалуйста, Диди, верни меня во Вриндаван».

По дороге в больницу она оставила тело. Вся ее семья тогда жила в Дели. И эти люди сказали, что во Вриндаван ее не повезут, а вместо этого сожгут ее тело в Дели. Представляете, какие ленивые! Они не хотели отправить машину с ней во Вриндаван, хотя тут всего три часа пути. Я позвонила им через одного преданного. Я тогда была ООЧЕНЬ разгневана и сказала: «Если вы не вернете нам Бималу диди, то я вам обещаю, в вашей семье ни у кого не будет счастья! Ваша семья разрушится! Она 16 лет жила во Вриндаване, а сейчас вы ее хотите кремировать в Дели?» Когда они это услышали, они очень испугались. Ведь они были так привязаны к своей семье. И тогда они отправили ее сюда.

Бимала диди тоже могла подумать: «Я одна, у меня нет ни мужа, ни детей. Кто позаботится обо мне? Кто меня кремирует?» Но она так не думала. Она была преданна Тхакурджи, и Они позаботились о ней. Мадхусудана Махарадж совершил все нужные ритуалы и сжег ее тело. И несмотря на то, что никого здесь не было из ее родственников, все прошло хорошо.


Преданный: Как мне предаться?


Диди: Просто один раз скажите Прабхупаде: «Я твой. Делай со мной, что хочешь». И тогда он изменит ваше сердце. Это правда. Он все устроит. Просто доверьтесь своему гуру. Он даст и разум, и силу. Автоматически ваш ум сосредоточится на одном месте.